Обряды Ягьи и самскары

PostHeaderIcon Виваха-самскара

Своим очищающим воздействием виваха-самскара помогает человеку понять цель и назначение брака - позволить мужу и жене мирно жить и очищаться, и, одновременно с этим, освободить своих детей от невежества

и ложного отождествления души с телом.

IV.1. Введение

Слово "виваха" означает "поддерживать, взращивать" (дхарму).

По ведической традиции брак является священнодействием, религиозным обязательством, а ни в коем случае не каким-то формальным соглашением. Союз мужчины и женщины должен быть не только физическим, но и нравственным и духовным. Он символизирует начало ответвенной жизни. Взаимоотношения семейной пары должны строиться на взаимном чувстве доверия и преданности, направленных также и на Бога. Мужа или жену принимают только раз и навсегда.

саманджанту вишве девах самапо хридаяни нау
самматаришва сандхата самудештри дадхату нау

"Да будет божественным силам известно, что мы оба вступаем в брак с чувством огромного счастья в душе, и что сердца наши теперь не разлить водой. Да будет же союз наш храним Принцем Любви (Матаришваном), богом взаимоотношений (Дхатой) и богом тайн (Дештри)"(Риг Веда 10.8.47).

Узы брака обычно неприкосновенны. Поэтому человеку, вместо того, чтобы разрывать их при первом же появлении разногласий, нужно постараться приспособиться к характеру, вкусам, взглядам и интересам своего партнера. Брак - это жертвоприношение, аскеза, призванная помочь нам развить терпимость и терпение. Святость брака символизируется огненным обрядом и священными мантрами.

Если в гороскопе сопоставимости партнеров есть что-то неблагоприятное, оно нейтрализуется силой исполнения виваха-самскары.
Особое значение писания придают тому, чтобы между супругами была верность, взаимное уважение и мягкость в обращении. В общесте, основанном по ведическому типу, пользуются поддержкой крепкие семьи, в отличие от того, что можно видеть в наше время, когда никто особо не ценит женщин, создательнец домашнего очага, и не уважает традиционных ролей в семье, или многочисленной семье. Семейной паре возможно придется пересмотреть свои ожидания. Многие трудности в семейной жизни возникают из-за неоправданных ожиданий. Если ломается вайшнавская семья, то обычно это происходит в следствии недостатка зрелости, и тамо-гуна и раджа-гуна берут верх над саттва-гуной, когда взаимоотношения фактически основаны только на физическом влечении, а самой личности, живому существу, не придается никакого значения. "О лучший из Бхарат, когда возрастает влияние гуны страсти, развиваются признаки сильной привязанности, кармической деятельности, неодолимых, стремлений и неподдающийся контролю страстных желаний." (Бг 14.12).

Муж должен отдавать себе отчет в том, что, чаще всего, женщина часто ожидает от него поддержки материальной, моральной и духовной. Она соглашается выйти замуж за него на этих условиях, даже если они не оговариваются*71. Церемония бракосочетания должна быть как можно более пышной и торжественной, чтобы новобрачные никогда не смогли забыть ее. День свадьбы юной девушки - это прекраснейший день ее жизни. Для нее это должно быть уникальным событием: тем, что бывает лишь раз в жизни.

Брак должен помочь нам упорядочить свою потребность в сексе. Для большинства людей отказаться от секса довольно трудно. Тем не менее, писания утверждают, что зачастую секс является камнем приткновения в духовном развитии. Именно поэтому они и призывают тех, кто не в состоянии отказаться от половой жизни, удовлетворять свои желания таким образом, чтобы постепенно выйти на путь освобождения, иначе говоря, следуя принципам, установленным шастрами. Являясь частью ведических предписаний, взаимоотношения между мужчиной и женщиной в законном браке не являются адхармой, и не должны считаться таковой, если они строятся в соответствии регулирующими принципами. Брак не является поблажкой для половой жизни. Брак предназначен для урегулирования половой жизни, так, чтобы семейные люди смогли очиститься и постепенно подняться до чистого преданного служения Богу.

IV. 2. Образование

В прежние времена, когда общество строилось в соответствии с ведической культурой, дети с ранних дней обучались выполнению своих будующих обязанностей. И к свадьбе они были уже в совершенстве готовы взяться за них.

Мальчики ходили в гурукулу, где они изучали писания, учились честности, самообладанию и другим качествам, полезным для общества. Девочки же в основном воспитывались дома родителями и старшими членами семьи, прививавшими им такие женские достоинства, как целомудрие, доверие, любовь и преданность. Они обучались обязанностям будующей хозяйки. Получив подобное образование, мужчины и женщины образовывали крепкие и гармоничные семейные пары, обеспечивающие мир в обществе. И они уже в свою очередь передавали свой опыт последующим поколениям. В этом заключался их долг как старших.

В шестидесятые годы нашего века западный мир пережил то, что получило название "сексуального раскрепощения", сопровождавшего движение хиппи. Как раз в то время Движение Сознания Кришны достигло западных стран. Его члены преимущественно были выходцами из "обывателького" круга, культура которого была диаметрально противоположна традиционной индийской культуре. За короткий срок Шриле Прабхупаде, основателю Движения Сознания Кришны, удалось воспитать этих людей в традициях Вайшнавизма. Он хотел превратить их в сознательных граждан, показывающих пример всему обществу.

Обучение в первую очередь подразумевает жизнь в общине. Но времена меняются, и все меняется. Члены Движения это уже больше не хиппи, втянутые в общинную жизнь. В начале около 95% всех преданных, получавших инициацию, жили в храмах, тогда как в наши дни 95% преданных женаты и живут дома, не получив полного образования или даже все еще сохраняя пару безответственных привычек.
До наших дней образование преданных остается проблематичным. Храмы стали центрами обучения, поклонения (что, собственно и является их назначением), сосредоточием культуры, но уже больше не местом для жизни. Как отмечает Шрила Прабхупада в письме, датированном 20 сентября 1972 года, "Нет разницы между преданнымии, живущими в храме и вне его. Главное - это помнить о Кришне".

IV.3. Выбор Мужа или Жены

В комментарии к Шримад-Бхагаватам (3.21.15) Шрила Прабхупада объясняет: "В прежние времена в брак вступали юноши и девушки со сходным складом характера, и это сходство характеров делало их совместную жизнь счастливой. В Индии еще четверть века назад (не исключено, что в некоторых семьях эта традиция жива и поныне) родители изучали гороскопы юноши и девушки, чтобы выяснить их психологическую совместимость. Роль, которую играют психологические особенности будущих супругов, трудно переоценить. Ныне, заключая браки, люди не советуются с астрологом, поэтому очень часто вскоре после свадьбы они разводятся и живут врозь. Раньше муж и жена всю жизнь жили вместе в мире и согласии, а сегодня счастливые браки стали большой редкостью.

"Кардама Муни мечтал о жене, близкой по складу характера, поскольку назначение жены - помогать мужу в его духовной и материальной деятельности. Говорится, что жена способствует осуществлению всех желаний мужа в сфере религии, экономики и чувственных наслаждений. Принято считать, что человеку, которому досталась хорошая жена, выпала самая большая удача. В астрологии удачливым называют того, у кого много денег, хорошие сыновья и хорошая жена. Из них больше всего повезло человеку, которому удалось получить хорошую жену. Прежде чем жениться, мужчина должен выбрать себе жену, близкую ему по складу характера, а не прельщаться так называемой красотой и другими привлекательными качествами, сулящими чувственные наслаждения. В Двенадцатой Песни "Бхагаватам" сказано, что в Кали-югу все браки будут основаны исключительно на половых отношениях, и, как только супруги перестанут удовлетворять сексуальные запросы друг друга, будет вставать вопрос о разводе".

Перед тем, как выбрать девушку себе в невесты, молодому человеку нужно учесть многие факторы. Это именно то, что сделал Кардама Муни, выбирая Девахути. Самым главным из них является тот, чтобы девушка утвердилась в решении выйти замуж только за данного юношу, и ни за кого другого. И это имеет огромное значение, поскольку женская психология такова, что однажды отдав свое сердце кому-то, ей очень трудно забрать его обратно*72. Жена также должна помогать мужу в его духовной деятельности, и чтобы она могла делать это, ей необходимо полностью подходить ему по возрасту, складу характера и качествам*73. Таковы критерии, по которым и девушка также может выбирать себе супруга.

Идеальный ведический брак, когда мужа для девушки выбирают ее родители, практически неосуществим в западном обществе по ряду причин, и прежде всего потому, что наше общество построенно не так, как индийское, где все семьи водят дружбу между собой. Стало быть, родителям очень трудно выбрать хорошую партию своей дочери, особенно если их собственный брак не был таким уж удачным, что все чаще случается. И квалифицированные астрологи, способные подтвердить правильность выбора жениха или невесты, встречаются крайне редко. С другой стороны, такие браки все-таки возможны, когда семьи живут по принципам варнашрама-дхармы, подтверждение чему мы видили как в Индии, так и на западе.

В наше время нам зачастую приходится полагаться на собственную проницательность*75. Тем не менее, мы можем посоветоваться с Вайшнавами, если те действительно достойны доверия и относятся к нам по-дружески, или же спросить совета у квалифицированного астролога. К своему избраннику нужно питать неподдельное уважение и доверие. Эти признаки в отношениях друг с другом могут стать хорошим началом. В ИСККОН мы даже рекоммендуем проходить испытательный период, позволяющий лучше проанализировать характер и мотивы своего избранника, чтобы понять есть ли у таких супружеских отношений шансы на успех. В Индии раньше после помолвки в подобном испытательном периоде не было необходимости, поскольку в индийском обществе все семьи уже и так хорошо знали друг друга, чего нельзя сказать ни о западном мире, ни, пока что, о Движении Харе Кришна.

Перед тем, как соединиться священными узами брака, слеует испросить на то благословения у своего духовного учителя, делая этот важный шаг как подношение ему. Духовный учитель всегда рад видеть, как его ученики образуют идеальные семьи и счастливо живут вместе. И, если человек не в состоянии , или не хочет сам сделать свой выбор, он может положиться в этом на духовного учителя, или еще на кого-то, кому доверяет.

IV.4. Различные Типы Традиционных Бракосочетаний

Как в Ману-смрити, так и в Ашвалаяна-грихья-сутрае упоминаются восемь разных видов бракосочетаний; первые четыре из них считаются подобающими и благоприяттыми для сатвичного потомства, пятое и шестое - терпимыми, тогда как седьмое и восьмое - достойными порицания:

* Первый вид называется брахма или раджасика, во время которого отец отдает руку своей дочери, не беря ничего взамен.

* Во время второго, известного под названием дайва, отец отдает руку своей дочери в качестве подношения священослужителю или жрецу, совершавшему жертвоприношение для их семьи.

* Третий называется ариша, и во время него руку девушки отдают риши или великому мудрецу в обмен на корову или быка.

* В чевертом, именуемом праджапатья, жених сам просит руку девушки.

* С случае пятого вида бракосочетания, именуемого асура, просящий руки платит отцу девушки для того, чтобы получить ее.

* Шестой называется гандхарва, когда молодые люди решают пожениться по взаимному соглашению и влечению.

* Седьмой вид брака носит имя ракшаса, женидьба силой, и раньше он был распространен среди кшатриев: они похищали юную девушку из другой семьи, члены которой вызывали его после этого на битву, и если он выходил из нее победителем, то мог жениться на девушке.

* Восьмой вид известен как паишача, и в этом случае поклонник убегает вместе с девушкой, когда ее родня спит или утрачивает бдительность. Такая форма брака абсолютно запрещена, поскольку это своего рода мошенничество.

В наш век, в Кали-югу, жениться просто обменявшись гирляндами или похитив девушку силой просто нереально. Это может сойти лишь за мошенничество... Что же до браков по любви и соглашению, столь распространенных в современном обществе, то писания не особо рекоммендуют их для Кали-юги.

Тем не менее, такие браки допустимы, если оба супруга чисты, искренни, честны и откровенны в своих побуждениях и в стремлении к подлинным взаимоотношениям. И испросив и получив благословения старших членов семьи и духовных наставников, молодые люди могут освтить свой брак надлежащим обрядом бракосочетания. В данном случае старшие и наставники, вынося свое суждение, выступают в роли нейтральных судей, дабы избежать предвзятости или чувственной пристрастности.

IV.5. Приданное

Раньше в Индии приданное отдавалось молодому жениху. И так он получал все, что было необходимо для создания семьи. На западе приданное заменили свадебные подарки, но еще наши деды поразумевали под ним то, что давали за невестой: посуду, одежду, драгоценности и т.п. И хотя приданное получал жених, фактически, оно было подарком родителей невесте. В приданное включалось то, чтобы невеста была одета и украшена как можно богаче, чтобы в случае, скажем, преждевременной смерти мужа, у нее было что продать и так добыть себе средства к существованию. В прежние времена не было фондов социального обеспечения...

Если отец девушки был не в состоянии обесечить ее приданным, он мог, как сказано в писаниях, предложить чисто символические подарки, например, фрукты и цветы. Если даже Бога, Верховное Существо, можно удовлетворить, просто поднеся ему плоды и цветы, как Он Сам говорит в Бхагавад-гите(9.26), то что тогда говорить о будущем муже.

К сожалению, в наше время в Индии находятся люди, злоупотребляющие традицией получения приданного и прикрывающиеся ей для вытягивания денег. В некоторых крайних случаях подобное может привести женщину к глубоким душевным травмам, когда ее семья не в состоянии к сроку собрать обещанное приданное.

"Следовательно, предлагая свою дочь кому-либо в жены, необходимо прежде всего учитывать уровень культуры будущего мужа и качества, которыми он обладает, а не его богатства или другие материальные факторы"*76

. Развод или разрыв семейных отношений, вызванные взаимным недопониманием, презрением и ненавистью, порожденными низшими гунами природы, недопустимы, даже несмотря на то, что наше время из-за пагубного воздействия Кали-юги, такое часто случается. Поскольку в наше время люди неосмотрительны в своем отношении к браку, разводы стали распространенным явлением. В прежние же времена люди вступали в брак на всю жизнь, и любовь между супругами была так сильна, что жена, когда ее муж умирал, была готова даже добровольно расстаться с жизнью или же остаться на всю жизнь верной ему вдовой. В наше время брачные обязательства представляют собой всего лишь взаимное соглашение. А когда нет строгого соблюдения ведической системы, брак чаще всего заканчивается разводом. (См. комм. Шрилы Прабхупады к Бхаг. 9.18.23).

И все-таки, в умах некоторых наших читателей, или западных приверженцев бхакти-йоги, даже если те и стремятся следовать божественным принципам Вайшнавизма, вполне могут возникнуть возражения. Вот два самых главных из них:

+ Придерживаться ведических предписаний для брака не имеет смысла, поскольку они рассчитаны на религиозную и социальную среду, воссоздание которой в настоящий момент неосуществимо для вайшнавов западных стран. Преданные Движения Сознания Кришны, представляющие подлинную традицию Вайшнавизма, еще не смогли установить, как того хотел Шрила Прабхупада, ачарья-основатель ИСККОН, систему варнашрама-дхармы, призванную воплотить в реальность эту религиозную и социальную атмосферу, и сделать возможным исчерпывающее исполнение всевозможных самскар (в особенности, виваха-самскары) и, кроме всего прочего, обращение к астрологии за подтверждение принадлежности к той или иной варне.

+ Второе возражение является продолжением первого: если преданные решают вступить в брак, то он, по определению, не может не быть успешным, так как преданные свободны от всякого материального влияния. Преданным не за чем обращаться к астрологии, поскольку они вышли из под власти своей кармы. Им нужно просто повторять маха-мантру, заниматься, по крайней мере, взаимодополняющими видами служения Кришне, и им обеспечен успех. Их союз будет идеальным, совершенно не омраченным никаким раджасом или тамасом. Чего ради беспокоитья об ограничении себя второстепенными правилами? Их можно принять во внимание только в недолгосрочном, мнимом смысле, как часть проповеди.

Очевидно, что эти возражения несостоятельны.

* Первое, основанное на отказе от следования якобы неориентированным на современный мир обычаям, само по себе неопределенно и нелогично, поскольку преданные должны тщательно придерживаться практики самскар (особенно виваха-самскары) строго и систематически, прибегая к помощи астрологии, ибо это, как ни что другое, поможет заложить основу варнашрама-дхармы, и желанной социальной и религиозной среды. И в то же самое время, безусловно, нужно учитывать обстановку, существующую в современном западном обществе; и мы можем позаботиться о том, чтобы некоторые по необходимости внесенные поправки отражались лишь на внешней форме, а не на сущности процесса.

* Второе возражение, часто звучащее, выражает, в первую очередь, недостаток оценки и адекватного восприятия фактов. Если большинство преданных, вступающих в брак, действительно находятся на трансцендентном уровне, то почему тогда в ИСККОН всего за несколько последних лет произошло так много разводов? Более того, подобное возражение являет недостаток знания о положении преданного, как и знаний об астрологии. Нельзя сказать, что преданные уже абсолютно освободились ото всей своей кармы. Особенно те, кто только встал на этот путь. Несомненно, процесс их очищения протекает быстро и интенсивно, но, все-таки, требуется некоторое время для полного сгорания всего багажа их, зачастую, тяжелого прошлого. Накопившаяся карма (санчита-карма) находится в процессе уничтожения, и когда она сгорит полностью, останется то, что называется прарабдха-кармой. Те, кто внимательно изучают шастры, хорошо знают, о чем идет речь. Кроме того, астрология, хотя и считается наукой о карме, она не ограничивается только кармой, подтверждением чему служит то, что она позволяет предсказывать явление Кришны и предоставляет нам Его гороскоп со всеми божественными знаками Его происхождения, Его личности и Его будущих качеств. Нам следует понять, что астрология, в более общем смысле, представляет собой язык, или же систему, знаков, через которые Кришна позволяет нам выяснить суть всего происходящего во времени и пространстве, доступным восприятию наших грубых и тонких чувств, и даже за их пределами...

Поэтому мы не должны пренебрежительно относиться к обращению за помощью астрологии или же к науке самскар, особенно в том, что касается брака. Ведические предписания являются частью изначальной и вечной Традиции, всегда обнаруживающей свою бесценность, независимо ни от времени, ни от обстоятельств, ни даже от мрачной аудитории Кали-юги.

Такие ведические предписания образуют своего рода рычаг, позволяющий человеку подняться, по крайней мере, до гуны добродетели и до пуньи (благочестия), благоприятствующих достижению шуддха-саттвы и вимукти (истинного освобождения).
Нам необходимо усвоить, что совершение виваха-самскары и остальных самскар, также как и обращение к астрологии, - все это имеет лишь одно назначение: способствовать духовному возвышению человека, пока у него все еще осталась привязанность к материальному телу.

Подготовка к Церемонии

+К церемонии ведической свадьбы следует начать готовиться заблаговременно. Перед любой свадьбой необходимо заранее выполнить определенные административные обязанности. Положение новобрачных должно быть во всех отношениях законным.

+ Предже всего, рекомендуется, чтобы новобрачные заранее соглосовали дату своей свадьбы с опытным астрологом и с исполняющим обряд священослужителем.

+ Во Франции, когда какая-то пара хочет засвидетельствовать свой брак пред Богом, им необходимо предварительно зарегистрировать его в загсе. Это обстоятельство должно обязательно учитываться при назначении даты обряда. Чтобы оформить свой брак в загсе, необходимо пройти определенные формальности, собрать разные справки (например, о том, что человек не состоит в другом браке), официально объявить о предстоящем браке, пройти необходимые предворительные анализы (чтобы, скажем, избежать несовместимости групп крови или других неприятностей)... Если вы зарегистрировали свой брак заграницей, стоит быть в курсе законов данной страны.

+ Если будущие новобрачные обратились к астрологу, не ставя в известность жреца, собирающегося проводить обряд, им следует сообщить ему о заключении астролога относительно правильного времени для проведения церемонии, так, чтобы жрец приготовил все к ягье и выразил свое согласие или несогласие в связи с намеченной датой. Если помолвленные запланируют все заблаговременно и проконсультируются о предстоящей церемонии с действующим священослужителем, они оградят себя от возможных неприятных неожиданностей.

+ В качестве формального подтверждением тому, что проходящие обряд действительно зарегестрировали свой брак, священнослужитель спросит у них свидетельство о браке из загса. Когда священнослужителю будут предъявлены необходимые документы, он сможет убедиться в порядочности и нравственной ответственности новобрачных.

IV.10.1. Подходящее Время

+Для проведения церемонии бракосочетания есть много благоприятных периодов времени:

* Время, когда солнце движется на север, то есть период между зимним и летним солнцестоянием (с 21 декабря по 21 июня).

* Период растущей луны.

* Весной, например, во время васанта-панчами (фестиваля пяти светлых дней, приходящегося на середину месяца Магх)*89.

* Дни явления Вишну-таттв (но лучше воздерживаться от бракосочетания на Джанмаштами, Радхаштами и другие праздники, приходящиеся на время, когда солнце идет на юг).

* Время, когда луна находится в созвездии Мригашира, Хаста, Мула, Уттара-пхалгуни, Уттарабхадрапада, Уттарашадха, Анурадха и Свати.

* Месяц Магха (длящийся примерно с середины января до середины февраля).

+ Свадебная церемония должна проводиться во второй половине дня, ближе к вечеру, и новобрачным при этом надлежит поститься весь день.

IV.10.2. Неблагоприятное Время

+При выборе времени для проведения свадебного обряда необходимо избегать следующих неблагоприятных периодов:

# В Индии ни одна свадьба не проводится в то время, пока солнце движется на юг (то есть, с 21 июня по 21 декабря).

* Период Чатурмасьи *90;

* Понедельник, если Пратипат титхи попадает на этот день;

* Воскресенье, если Саптами титхи выпадает на этот день;

* Последние пять дней лунного месяца, непосредственно предшествующие новолунию;

* Четвертый, восьмой и четырнадцатый день лунного месяца;

* Вторник (исключения могут составлять только случаи, согласованные с астрологом и жрецом, проводящим обряд);

* Суббота (исключения могут составлять только случаи, согласованные с астрологом и жрецом, проводящим обряд);

* Время звездных соединений (йог), таких как Вьятипата, Вайдхрити и Паригха.

* Периоды раху-кал (перечисленные ранее).

IV.10.3. Подходящее Место

Большинство свадебных обрядов проходит дома у отца невесты (только дхрити и чатруртхи хомы проводятся в доме мужа). Необходимо также принять во внимание следующее постановление Джи Би Си:

* (13) [Постановление от 25 декабря 1992 года] "Только получившие посвящение преданные Кришны, строго придерживающиеся данных во время посвящения обетов, могут сочетаться браком перед арча-виграхой Господа во время вайшнавского обряда (в храмах ИСККОН)".

* Жрец ИСККОН может, в конце концов, также проводить свадебные обряды со священным огнем и для неинециированных преданных, но не перед Божествами, при условии, что нет сомнений в том, что новобрачные строго и постоянно придерживаются четырех регулирующих принципов. Лучше, чтобы такие церемонии проводились по возможности не в храме. Преданные ИСККОН, с соответствии с законами государства, регулирующими религиозные церемонии, могут брать на себя ответственность за проведение обрядов бракосочетания для других инициированных преданных".

+ В Индии церемонии отличаются в своих деталях в разных религиях или разных Вайшнавских религиозных школах. Но свадебный обряд, подобно театральной постановке, - это заранее разработанная процедура, где каждому отведена строго определенная роль и свой текст. Большая часть свадебных церемоний в Индии до сих пор проходят по традиции, хотя продолжительность обрядов зачастую сокращается. Раньше свадьбы могли длиться вплоть до четырех дней, но в наше время, на все может хватить и одного дня, в зависимости от того, где она проходит. В разделе, непосредственно описывающем проведение ритуалов, мы включили дополнительные хомы для индийской общины.

+ Яджур Веда содержит изысканные стихи, прославляющие качества мужчин и женщин, стихи, предназначенные специально для тех, кто собирается вступить в брак. Они могут послужить воодушевлением для новобрачных, особенно, если это индийцы. Можно также почитать о свадьбе Лакшми и Нараяны, что будет источником волнующего и оживляющего вдохновения для жреца, для новобрачных и для гостей.

# Милани: Приветствие Жениха

+ Семья невесты торжественно принимает ее будущего мужа*92, предлагая ему цветочную гирлянду и мадхупарку*93. Мадхупарка - это своего рода священный и очень благоприятный эликсир, предварительно предложенный с молитвами Кришне и тем самым еще более освященный.

#Гуру-парампара

+ Будущий муж выражает свое почтение А.Ч. Бхактиведанте Свами Прабхупаде, или другим духовным учителям, в зависимости от того, чей он ученик, после чего идет и садится на освященной жертвенной арене (виваха-мандапе), где будет проходить сам обряд.

# Даршана

+ Под трубные звуки раковин, сопровождаемая своими подругами, входит невеста, и садится рядом с будущим мужем, который теперь может отдать должное ее красоте.

# Свагата

+ Приветственное обращение и вступление перед церемонией. Это обращение по традиции предназначено также и для того, чтобы еще раз указать новобрачным на важность духовной жизни.

# Ачамана: Ритуал Очищения

+ Жрец и новобрачные совершают ритуал очищения водой из разных священных рек Индии, произнося ритуальные заклинания.

# Мангала шанти

+ Произносятся специальные мантры (ритуальные заклинания, священные гимны), чтобы оградить церемонию от всевозможных помех и затруднений.

# Стути

+Специальные мантры предлагаются Богу, чтобы Он пролил на будущую чету Свои благословения. Эти гимны восхваляют необыкновенную щедрость Господа, Его верховенство, Его благие качества, Его различные божественные имена и игры, - все, что описывается в древних ведических писаниях, таких как Брахма-самхита, Нараяна- и Лакшми-суктам...

# Санкалпа: Торжественное Объявление

+ Торжественно объявляется официальное начало свадебной церемонии.

# Канья-дана

+ Отец невесты соединяет руки своей дочери и своего будущего зятя. Он берет правую руку невесты и кладет ее на правую руку жениха, после чего кладет сверху свою руку, тем самым провозглашая, что отдает ее в жены, а в это время член семьи жениха помещает свою руку снизу, в знак радушного приема невесты, приглашая ее войти в ее новую семью.

+ Жрец окропляет все эти руки священной водой.

# Пани-граханам

+ Подруга обоих новобрачных увенчивает их соединенные руки цветочной гирляндой, символизирующей их союз. После чего новобрачные поизносят свои последние обеты.

# Мангалья-дхарана

+ Новобрачные обмениваются обручальными кольцами. Потом встают и меняются местами и одетыми на них цветочными гирляндами. После чего девушка семь раз обходит своего мужа. Затем муж ставит ей на лоб красную точку из порошка киновари, что говорит о том, что теперь она замужем*94. Потом он покрывает ее голову сари. Конец одежды мужа привязывают к концу сари невесты. Этот узел должен сохраняться в течение семи дней, символизируя неразрывность их союза.

#Агни-стхапана

+Хотя Шри Кришна, Бог, и всемогущ, Он являет Себя далеко не каждому. Эта церемони предназначена для того, чтобы попросить Его проявится в форме огня, самого тонкого материального элемента, из тех, что мы можем видеть. Так Он сможет принять наши подношения, предлагаемые пламени священного огня. Эти подношения состоят из доброкачественного зерна и очищенного топленого масла. Возлияние масла и подношение зерна сопровождается пением ведических гимнов, дарующим благие плоды. Такие гимны или мантры оканчиваются словом сваха ("Я свидетельствую"). Господь свидетельствует этому союзу, теперь освященному Им.

# Прадакшина

+ В знак почтения, новобрачные обходят вокруг божественного огня семь раз, в то время, как члены их семей осыпают их лепестками цветов и рисом. Новобрачные торжественно объявляются мужем и женой, связанными брачными узами, и затем подводятся к старшим вайшнавам за благословениями.

# Дакшина

+ Новобрачные предлагают жрецу подарки. По сути дела, их новый статус обязывает их раздавать пожервтования и милостыню. Жрец в ответ дарит им свои наилучшие пожелания.

# Прасадам

+ Церемония завершается большим пиром, состоящим из всевозможных изысканных вегетарианских блюд, вначале предложенных Верховному Господу, Шри Кришне.

IV.13. Гандхарва-виваха: Свадьба по Обычаю Гандхарвов

Этот вид бракосочетания совершается теми, кто уже был женат прежде, поскольку считается неблагоприятным заключать второй брак перед священным огнем, пока первый (бывший супруг или супруга) еще жив(а). Церемония очень простая, во время нее произносятся мантры, жених и невеста обмениваются гирляндами, после чего жених наносит на пробор невесты кункуму. Церемония завершается вайшнавской хомой и раздачей прасада.

Обеты

По описаниям, данным в грихья-сутрах, церемония бракосочетания предоставляет для новобрачных возможность еще раз убедиться в том, что между ними существуют крепкие узы любви и заботы друг о друге, позволяющие им вместе справиться со всеми возможными невзгодами предстоящей жизни. Перед тем, как занять свое полноправное место лучшей половины (арадхангини) слева от мужа, невеста берет с него обеты в том, что:

- он должен защищать ее;

- он должен брать ее с собой в паломничество;

- он должен совершать жертвоприношения вместе с ней;

- он должен выполнять религиозные обязанности;

- он должен делить с ней семейные обязанности;

- он должен посвящать ее в курс дел о семейных расходах;

- он не должен стыдить ее при людях;

- он не должен нарушать регулирующих принципов или поступать безнравственно;

- он должен любить лишь ее одну, а ко всем остальным женщинам относиться как к собственной матери;

- он должен всегда, в меру своей возможности, делать все, чтобы она оставалась довольна;

Жених также просит невесту дать ему обет:

"О Возлюбленная! Если ты обещаешь мне, что не будешь одна уходить в чужие сады или дома, что не будешь оставаться наедине с другими мужчинами, если пообещаешь всегда быть приветливой, мягкой и ласковой, свято хранить брачные обеты, быть верной и преданной мне, старшим и Всевышнему Господу, и исполнять свои семейные обязанности, то я радушно приму тебя своей законной супругой".

Во время обряда сапта-пади невеста, выслушав обеты жениха, соглашается выполнять предложенные ей обеты.

Из альбома

Поиск по сайту
Календарь
май-июнь 2016
3 мая - Варутхини-экадаши
прерывание поста 4 мая 5:39 - 10:27
17 мая - Мохини-экадаши
Прерывание поста 18 мая 5:12 - 10:41
20 мая - Нрисимха-чатурдаши
Явление Господа Нрисимхи
1 июня - Апара-экадаши
прерывание поста 2 июня 4:51 - 10:45
16 июня - Пандава-нирджала-экадаши
Прерывание поста 17 июня 4:44 - 10:35
25-26 июня - БРАХМОТСАВА
годовщина установления Шри Шри Даял-Нитая Шачи-суты
Пожертвования

Для Божеств

Яндекс-деньги

41001253728253

Реклама


Ягьи и обряды в храме Шри Шри Даял-Нитай Шачисуты можно заказать по тел. +79037164718,
Махабхарата дас